IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

3.jpg1.jpg2.jpg

Слово о журналисте

Алексей Иванович Смирных родом из рабочего поселка Сарапулки, что в восемнадцати километрах от города Березовского. Из поселка среди сосновых боров. От отца ему передались все лучшие качества их рода: наблюдательность, пытливый ум, трудолюбие, умение больше слушать, чем говорить. 
 
Способности самобытного рассказчика у Алеши проявились в четвертом классе. Именно в тот год в школе решили выпускать стенгазету. Учительница поручила написать заметки о жизни класса. На следующий день зачитала вслух то, что написал Алеша Смирных, и сказала: «Вот так, ребята, надо писать заметки!»
 
Сам малолетний автор не усмотрел в этой первой пробе пера заявку на будущую профессию. К тому же с началом войны отец ушел на фронт, а Алексей, как старший из четырех братьев, в седьмом классе прервал учебу, стал работать в промысловой артели. Не сосчитать, сколько ему за военные годы одних дров на тачке и санках пришлось перевезти из лесу домой. К счастью, отец вернулся с фронта живым и здоровым. Не раз возникало у Алексея желание учиться, но вместо лесотехнического техникума пришлось работать с отцом в лесосеке.
Многие нынешние юноши оробело думают о службе в армии. А у Алексея Ивановича остались о ней самые добрые воспоминания. Служить довелось ему под Владивостоком, на одной из береговых батарей Тихоокеанского флота. Стояла она на 70-метровом утесе, как раз на берегу Японского моря, у входа в бухту Находка. Шестидюймовки внушительно смотрелись, били удивительно точно.
 
В сорок девятом, по прибытии в часть, пополнение получило установку написать домой письма и оставить на тумбочках. Потом-то выяснилось, что таким нехитрым образом подбирался матрос с хорошим почерком для службы в секретной части. Выбор остановился на Смирных. Правильность этого подбора полностью подтвердила проверка секретных частей Тихоокеанского флота: делопроизводство на 906 батарее было признано хорошим.
 
Одновременно с этим старший матрос Смирных все годы службы был еще и редактором стенной газеты подразделения. Частенько подумывал об учебе. В библиотеке подобрал учебники за седьмой класс, взялся за повторение. Эти занятия приметил замполит батареи. Тягу матроса к знаниям офицер оценил, посоветовал идти в вечернюю школу. Так Смирных закончил восьмой, девятый классы и даже пошел в десятый, но срок службы после четырех лет наконец-то окончился.
 
Вернувшись домой, работал комендантом общежития. Борьба за образцовый быт не всегда бывала успешной. Водились неисправимые неряхи. На помощь пришла редакция «Березовского рабочего», предложив «прокатить» в газете какого-нибудь грязнулю. Был у коменданта на примете Петр Горшков, который мог, не раздеваясь, в грязных сапогах, завалиться в постель. Смирных про него и написал. Заметка редактору понравилась, звонит, напиши, мол, еще. А в конце апреля 1954 года, через два месяца после первой заметки, пригласили на работу в редакцию.
Азы новой профессии пришлось осваивать на практике и учиться заочно на отделении журналистики Уральского государственного университета. Наставниками для Смирных стали ответственный секретарь Владимир Сергеевич Волокитин, заведующий отделом Станислав Федорович Мешавкин, будущий редактор «Уральского следопыта», дотошный редактор «Березовского рабочего» Николай Степанович Гусев.
 
А в 1965 году Смирных, уже опытному журналисту, предложили работать собкором в областной газете «Уральский рабочий». В этом качестве он и переехал в Ирбит. Начались журналистские будни: командировки, новые знакомства, встречи с интересными людьми на полях, фермах, в цехах заводов и публикации об истории края, культуре, сельском хозяйстве, экологии... Трудно было отдать предпочтение какой-нибудь одной теме. В каждой была своя изюминка.
К примеру, узнал, что в Гари завезли якутских лошадок, поехал туда. Заинтересовался биографией исследователя Сибири, торгового гостя с Ирбитской ярмарки Александра Михайловича Сибирякова, отправился по его былым следам в Иркутск. Проявил интерес к ирбитскому актеру и филателисту Александру Николаевичу Капустину, коллекционеру рисунков с почтовых конвертов, поехал на Пермскую фабрику Госзнака, где они выпускались. А сейчас уже и в личной коллекции самого Смирных более десяти тысяч рисунков.
 
Благодаря профессии удалось встретиться со своими бывшими командирами. В 1983 году в газете «Правда» была публикация А. Смирных об Ирбитском стекольном заводе. Через две недели в редакцию газеты «Восход» пришло письмо из Севастополя от жены бывшего командира огневого взвода Обжерина. В нем спрашивалось: не тот ли это Алеша Смирных, что тридцать лет назад служил  на 906 батарее. Алексей Иванович ответил телеграммой. В следующем письме Роза Андреевна сообщила, что два бывших командира батареи, первый и третий, живут тоже в Севастополе и рады были бы увидеться с ним. Легкий на подъем Алексей Иванович отправился на встречу со своими однополчанами.
 
Незаметно работа стала неразделимой с повседневной жизнью. Что ни делал бы журналист, мысленно он всегда работает: подбирает заголовок, составляет план будущей корреспонденции, выстраивает первые предложения... Так пролетели в «Уральском рабочем» 33 года: день за днем, строчка за строчкой. Заметки, корреспонденции, статьи, очерки А. Смирных можно было прочитать не только в областных, но и центральных газетах и журналах. В активе хорошо известного в области журналиста Алексея Ивановича Смирных появились пять замечательных книг о Туринской Слободе, Туринске и Ирбите. И хотя он боготворит таких именитых писателей, как Василий Песков и Федор Абрамов, но даже они не смогли повлиять на его манеру письма. Есть у него крепкий нравственный стержень, который позволяет ему всегда оставаться самим собой.
 
Смирных не спутаешь ни с кем, потому что Он не коверкает русские слова в угоду моде, а пишет родным материнским и отцовским языком, так, как говорит наш уральский народ. И, самое главное, только правду, о том, что сам видел своими глазами. От этого легко, с удовольствием, читается и всегда востребован земляками.
 
Он и сейчас работает, полон творческих сил и замыслов. Люди по-прежнему звонят и идут к нему, знают, он поймет, подскажет, поделится богатым жизненным опытом и поддержит в трудную минуту.
 
Лично для меня встреча с Алексеем Ивановичем Смирных стала живым, ярким утверждением моих представлений о журналисте. Сегодня ему исполнилось 75 лет.
 
О.А. Молокотин


Дата публикации: 14 апреля 2013 | Категория: Человек крупным планом