IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

2.jpg3.jpg1.jpg

Они были первыми

Появление в нашем городе в конце девяностых годов людей в традиционной казачьей форме многие ирбитчане восприняли с иронией, рассуждая между собой: «Какое может быть возрождение казачества в Ирбите? У нас здесь не Дон и не Кубань. Откуда взялись казаки?».
 
Так могут рассуждать только люди, не знающие истории своего родного края. Чтобы восполнить этот пробел, вполне достаточно внимательней прочитать книги нашего замечательного краеведа Я. Л. Герштейна. И тогда становится понятным, что первые населенные пункты района – Чубаровская, Ницинская-Ощепковская, Рудная, Ирбитская, Киргинская, Усть-Ирбитская и Белослудская слободы были основаны в семнадцатом веке при непосредственном участии казаков. Вначале их направляли на ирбитскую землю из ближайших сибирских гарнизонов Верхотурья, Туринска, Тюмени и Тобольска с целью защиты переселенцев от нападения коренного населения Зауралья и набегов кочевников из южных степей. Для этого же в слободах были поставлены «остроги» – небольшие крепости, в которых и несли гарнизонную и таможенную службу казаки. В случае опасности за бревенчатыми стенами острогов укрывалось все население окрестных деревень. Казаки дежурили на крепостных башнях, охраняли пороховые погреба, «государевы» амбары с хлебом и другие казенные здания, сопровождали грузы, почту, партии ссыльных, участвовали в военных походах и боевых действиях.
 
Гарнизоны наших слобод были малочисленными и чаще всего пополнялись из числа тех же переселенцев, «поверстанных» в «беломестных» казаков, то есть «обеленных» – освобожденных от налогов, повинностей и наделенных «белыми» – свободными землями. Например, в Ницинской-Ощепковской слободе было 30 казаков, Ирбитской – 30, Усть-Ирбитской – 17, Белослудской – 9. В семнадцатом веке во всем Верхотурском уезде насчитывалось не более 100 казаков, Тюмени – 200, Тобольске –  сибирской столице того времени – 2000 тысячи. Но в случае необходимости они всегда приходили на помощь слободским гарнизонам. 
 
Особой отвагой и стойкостью отличались ирбитские служилые люди, которые даже в условиях полного окружения успешно отражали атаки восставших как во время башкирских восстаний семнадцатого века, так и пугачевского – в восемнадцатом.
 
Но в отличие от казаков Дона, Волги и Яика (Урала), сибирские «беломестные» казаки не только несли воинскую службу, но и занимались земледелием, что гарантировало им продовольственную независимость. 
 
Оценивая роль казачества в освоении Зауралья и Сибири, современные историки пишут: «Служилые люди (казаки) сибирских гарнизонов семнадцатого века, будучи ядром образования за Уралом казачьих войск, оказались тем «ферментом», который очень быстро позволил и в Сибири сложиться полноценному казачьему сословию, отличавшемуся как крепкой хозяйственной хваткой и предприимчивостью, так и истинно казачьей воинской доблестью». 
 
Архивные и литературные источники дают возможность установить фамилии  «беломестных» казаков Ирбитской слободы – Шипицин, Тюстин, Ларионов, Калинин, Стариков, Шаманаев, Лопатин, Бояринко, Солдат, Коур; Ницинской-Ощепковской – Ощепковы, Шихалев, Наумов, Старков, Бетев, Бахта; Белослудской – Лиханов, Антипин, Катаев, Попов, Венедиктов; Киргинской – Попов; Чубаровской – Лепехин, Пухов, Нестеров. Яков Борисович Лепехин был даже атаманом казаков всего Верхотурского уезда. 
 
Были среди казаков из ирбитских слобод и землепроходцы – основатели новых населенных пунктов в Зауралье и Сибири. Яков Лепехин основал на Пышме Красноярскую слободу, а Пятко Ощепков – Пышминскую-Ощепковскую. На Тоболе заложил Усть-Суерскую слободу Василий Пухов, а Белозерскую – Степан Нестеров. Бывший приказчик Киргинской слободы Алексей Толбузин поставил на Амуре Албазинский острог, мужественно защищал его с отрядом казаков и погиб смертью героя. А его отец Илларион Толбузин был там же, в Забайкалье, воеводой у казаков Нерчинского острога.  
 
Не будем брать примеры из братоубийственной Гражданской войны. В период Великой Отечественной в Ирбите в здании пассажа размещалось кавалерийское командное училище. Немало ирбитчан воевало в составе кавалерийских частей. Один из наших Героев Советского Союза – Михаил Ефимович Азев был командиром взвода гвардейской кавалерийской дивизии. Помощником командира кавалерийского полка был и мой отец А. Ф. Молокотин. 
 
Так что у нас, ирбитчан, есть крепкие казачьи корни и славные традиции, которые заслуживают уважения и возрождения.


Дата публикации: 13 апреля 2013 | Категория: Золотой век беломестного казачества