На первом месте – духовность
Недавно казаки станицы «Исетской» Свердловского казачьего общества «Исетская линия» отметили свое пятилетие. В канун этой даты на правлении подвели итоги работы за названный период. Вспомнили, что в июле 1994 года, когда станицу регистрировали в Свердловском областном управлении юстиции, казаков учредителей было всего восемнадцать. За эти годы, конечно, численность увеличилась. К городским примкнули селяне – из Зайково, Гаевой, Кирги, Пионерского поселка. И сегодня нас уже сотня! Причем, для казачьей организации подобрался очень подходящий состав: пять офицеров – от лейтенанта до майора, десять прапорщиков и старшин, двадцать сержантов, из них пятнадцать были командирами отделений и взводов. Все эти звания и должности они получили во время воинской службы. У восьмидесяти процентов казаков срочная служба позади, у большинства – во внутренних и пограничных войсках. Десять процентов – допризывная молодежь. И только пять процентов не служили.
Что и говорить, в станице действительно имеется актив опытных военных специалистов, знающих службу, способных привить дисциплину и ответственность за порученное дело!
С первых дней организации станицы (в буквальном смысле слово означает «отряд») казаки включились в общественно-полезную деятельность.
Сразу определили: духовность – на первом месте! И, как истинные христиане, взяли под охрану Свято-Троицкий храм, благоустроили прилегающую к нему территорию, поддерживаем общественный порядок во время проведения православных праздников.
Второй важной задачей признали обеспечение будущего ирбитскому казачеству. Серьезно занялись подготовкой допризывной молодежи к службе. Молодых казаков постоянно тренируем в спортивных секциях, на соревнованиях и учениях. Жизнь показала, что не напрасно. Ни один призывник не был возвращен с областного сборного пункта. Да и сама служба не стала для них стрессом, никто не дезертировал. Значит подготовка молодежи в станице не прошла даром, пошла на пользу.
Не забыли и про текущие дела. Два лета подряд охраняли огромную площадь ягодных и фруктовых посадок плодосовхоза. Некоторые казаки были оформлены в штат охраны, остальные привлекались к дежурству по графику в выходные дни. Бывало, в день задерживали по пятнадцати воришек, желающих полакомиться плодами чужого труда.
Весть о том что казаки охраняют сады моментально распространилась по городу и число стремящихся попасть им в руки заметно поубавилось. В конце сезона директор плодосовхоза через газету «Восход» поблагодарил казаков за добросовестную службу.
Внесли свою лепту казаки и в охрану пригородных лесов. Казачьи патрули сами обнаруживали и тушили лесные пожары, выявляли и пресекали лесонарушения и браконьерство. А в городе вместе с милицией дежурили в общественных местах, патрулировали на улицах.
Конечно, не все и не всегда было так гладко, как бы хотелось. Но главное, что «станичники» не сидели сложа руки, а работали на пользу обществу в меру своих сил и способностей. Все же не следует сбрасывать со счетов, что сегодняшние казаки не состоят на государственной службе, как много лет назад, а трудятся на предприятиях, в организациях и могут уделять казачьим делам только свое личное свободное время. К сожалению, не все это понимают. Часто спрашивают: сколько казакам платят за работу? А когда с большим удивлением узнают, что у нас общественная организация и работает на энтузиазме, недоуменно пожимают плечами: а зачем вам это надо?
В этом году заключили договор с Ирбитским отделом внутренних дел, по которому казаки обязались вести дежурство и патрулирование улиц, заниматься охраной объектов муниципальной частной собственности, обеспечением надлежащего порядка на рынках, профилактикой и пресечением правонарушений среди молодежи.
Двадцать человек уже несут традиционную для казаков «караульную» службу: в составе охраны различных предприятий, казачьих патрулей совместно с милицией, дежурят на дискотеках, летом – охраняют коллективные сады за Грязнушкой. Десять молодых казаков с весенним призывом ушли на действительную службу.
Не реализованы еще планы совместной работы со службами гражданской обороны. Есть намерение организовать казачий фольклорный коллектив, продолжить поисковую работу по изучению истории ирбитского казачества и его роли в освоении края.
С вхождением казаков в разряд реестровых закончилась прежняя казачья вольница - «кто во что горазд» – и на смену анархии пришла, пусть пока на общественных началах, но обязательная служба на благо своего города и района, которую казаки несут как государственную!
«Восход», 20 сентября 1999 года