Часовне на бульваре место

От своих далеких предков россияне унаследовали замечательную традицию - вслед за снованием населенного пункта всегда возводили в нем храм. Зодчие сознательно вкладывали в свою работу всю душу, стремились, чтобы их труд не остался не замеченным современниками и потомками. До тридцатых годов прошлого столетия ирбитчане могли заслуженно гордиться немалым количеством храмов, которые были не только произведением искусства, но и сосредоточением святости. С горечью приходится сознавать, что их судьба оказалась плачевной. Один за другим храмы были вначале закрыты, а затем разрушены.
Не избежала этой участи и Воскресенская церковь - одна из трех основных в городе. Она располагалась на одноименной площади, которая в восемнадцатом веке называлась Сенной, потому что здесь, на городской окраине, ирбитчане хранили сено. В середине этого же века на ней стихийно образовался «Черный рынок» – своеобразная альтернатива, а может быть, дополнение к всемирно известной Ирбитской ярмарке. На этот торжок местные крестьяне и ремесленники привозили на продажу свою сельскохозяйственную продукцию и всевозможные изделия кустарных промыслов.

Когда была построена
Воскресенская церковь - вопрос открытый. Известно только, что в первоначальном, деревянном исполнении она простояла недолго, покосилась из-за особенностей грунта и во избежание падения была разобрана в 1850 году. Через двенадцать лет на том же месте заложили основание для нового каменного трехпрестольного храма. Его приделы: левый – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правый -
Покрова Богородицы - освящены в 1875 году, а главный храм -
Воскресения Христова - в 1883 году. К этому же храму относилась часовня во имя Благоверного князя Александра Невского.
Воскресенский приход был самым маленьким в городе. Хотя в 1906 году общее число его прихожан было 1186 человек. Поэтому первые годы в нем служил только один священник, со временем удалось добиться еще одной штатной единицы. К сожалению, фамилии этих первых священников установить не удалось.
Зато есть воспоминания Е. Н. Трониной, дочери последнего настоятеля этого храма Н. П. Тронина, записанные с ее слов Н. С. Андреевой и опубликованные в газете «Знамя Победы» за 7 мая 1994 года. Екатерина Николаевна рассказала, что Николай Павлович был сыном протоиерея главного ирбитского храма – Богоявленского собора. Оба Тронины ревностно относились к своим церковным обязанностям, за это заслужили от Святейшего Синода поощрения и награды, а от своих прихожан – почет и уважение.
При Воскресенском храме действовала церковноприходская школа, в которой обучались шестьдесят девочек. Правда, содержалось это учебное заведение на средства жены рыботорговца Е. Н. Бучельникова.
С приходом Советской власти и началом ее богоборческой политики отношение к духовенству и церкви изменилось. В 1919 году все священнослужители ирбитских храмов, в том числе и Н. П. Тронин, были арестованы и чудом избежали расстрела. После этого отец Николай, ради безопасности своей семьи, в которой было десять детей, вывез ее на несколько лет в Томск. Но в 1923 году Тронины вернулись в Ирбит, служению в храмах которого Николай Павлович отдал лучшие годы своей жизни. Через два года Н. П. Тронина не стало. Но и после его смерти репрессии в отношении членов его семьи не прекратились. Чекисты неоднократно арестовывали и заключали в тюрьму его жену Марию Алексеевну и старшего сына. При очередном обыске представители новой власти прихватили с собой все семейные ценности и реликвии Трониных.
Воскресенская церковь до взрыва
|
Воскресенская церковь после взрыва 1962 год
|
В 1930 году Воскресенская церковь была закрыта вместе со многими другими. Пустующее здание храма советские руководители города приспособили под теплоэлектростанцию, а когда потребность в ней отпала, взорвали. Чтобы разрушить ее до основания, пришлось закладывать заряды на каждом этаже и под каждый угол.
В то время автор этих строк учился в седьмом классе первой школы. От грохота взрывов содрогнулась земля. Несмотря на уроки, учителя и ученики бросились к окнам. В огромном облаке пыли исчезал, рассыпаясь на части, храм… На святом месте безбожники выстроили здание горкома и райкома коммунистической партии. Какова их судьба, хорошо известно ирбитчанам!
Сегодня другие времена и другое отношение к церкви, восстанавливаются уцелевшие храмы и строятся новые. Такую, как Воскресенская церковь, на прежнем месте не выстроить, потому что оно уже занято. А вот небольшая часовенка в центре бульвара Победы была бы более уместной во всех отношениях, чем недействующий фонтан, замаскированный под клумбу.
«Восход», 25 июня 2011 года