IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

1.jpg2.jpg3.jpg

Ереминская землица в делах и лицах

Семнадцатый век стал знаменательной вехой в истории Сибири. Крестьянский люд европейской части России, гонимый голодом и притеснениями правительственной администрации, нескончаемым потоком хлынул в Зауралье. При отсутствии сухопутных дорог единственным надежным путем заселения необъятных сибирских просторов стали реки.
 
Пульхерия Фадеевна Щапова
 
Старейшая жительница д. Ереминой
Пульхерия Фадеевна Щапова
 
К сожалению, в архивах не сохранились сведения о времени появления многих деревень на Нице. Правда, в одном из донесений 1641 года Туринского воеводы российскому Государю Михаилу Федоровичу все же говорится: ".. А ниже за той Ощепковы слободы с версту стоит деревня Еремки Фефилова, с товарищи…». Есть все основания предполагать, что именно этому человеку обязаны ереминцы названием и рождением своего села. Но кроме имени и фамилии, о нем больше ничего не известно. Хотя жил в деревне Гуляйкиной соседней Невьянской слободы крестьянин Еремей, по отцу Федоров, по происхождению Вятченин, т.е. выходец из Вятской земли. Вполне возможно, что это и есть основатель Ереминой. А его фамилия могла образоваться от прозвища его отца - "Фефел" - нескладный, неуклюжий человек.
 
Удалось установить и сотоварищей Фефелова, с которыми он поставил первые избы будущей деревни. В ряде документов жителями Ереминой значатся Титко Яковлев, Ивашка и Матюшка Карпеевы, Полу-ян Ларионов, Ивашка Осипов, Савва Сергеев, Матюшка Денисов, Ивашка Осинцев, Гришка Максимов, Ивашка Семенов и Давид Ларионов.
 
В то время крестьяне не имели фамилий и записывались по отчеству, прозвищу, месту рождения или жительства. Поэтому один и тот же человек может оказаться родоначальником нескольких фамилий. Например, Титко Яковлев был, как и Фефелов, тоже из Вятской земли, поэтому записан Вятчениным. Его потомков следует искать среди Яковлевых, Титковых, Вятчениных и Вятчиных. Полуян Ларионов, пришедший на Ницу с берегов северной реки Юг, назван Южаком. Его дети и внуки могли стать Ларионовыми, Полуяновыми, Южковыми и Южаковыми. Ивашка Осипов прибыл с Пинеги, значит Пинежинин. Давид Ларионов происходил из семьи верхотурских ямщиков и от этого получил фамилию Перевалов. Савву Сергеева звали "солдат". Возможно, от него берут свое начало Сергеевы, Саватеевы, Солдатовы. Ивашка Марков из Великого Устюга - Устюжанин. Но он был еще и коновалом - лекарем домашних животных. К нему ведут корни ереминских Коноваловых. Матюшка Денисов родом из Перми Великой, а потому - Пермитин. Его родственниками могут оказаться Денисовы, Матушкины, Матвеевы, Пермитины и Пеминовы. Гришка Максимов был из Прикамья, с берегов Чусовой, значился Чусовитиным.
 
Многие из этих фамилий действительно часто встречаются у нынешних жителей ницинских деревень. В 1920 году из 199 ереминских дворов Карповы жили в 79, Еремины - в 11, Вятчины - в 7, Перминовы - в 6. В соседней Елшиной из 36 дворов Еремины занимали 35. В Чусовитиной из 42 дворов Чусовитины жили в 20.
 
Нелегкая жизнь выпала на долю ереминцев. Но судьба отнеслась к этой деревне гораздо благосклонней, нежели к уже переставшими существовать Елшиной, Чусовитиной и Чувашевой. Долгие годы Еремина во всем лидировала среди восьми других деревень, относящихся к Ницинской слободе, волости, сельскому Совету. Перепись 1666 года насчитала в ней 10 дворов, 1680 -20, 1800 - 66. Ереминцы не только строились, но и работали не покладая рук. Сеяли пшеницу, овес, рожь, ячмень, коноплю на площади 1335 десятин. Справно сдавали в казну оброчный хлеб, мололи казенное зерно, изготовляли солод, толокно, крупы, собирали хмель. Из конопли вили прочные веревки и канаты. Кроме того, ткали холсты на паруса для речных судов.
 
С появлением в Рудной слободе Невьянского железного рудного дела (по другому - Ницинского железоделательного завода) деревня Еремина перешла в разряд "рудных". Ее жителей обязали летом заниматься хлебопашеством, а все остальное время приобщаться к "железному делу". Это значило: рубить лес, "томить" из него особым способом древесный уголь для заводских печей, добывать болотную руду, перемывать, сушить, дробить, а потом обжигать ее на костре и доставлять на завод в Рудную слободу.
 
Пришлось поработать ере-минцам и на Ирбитской ярмарке. Строили торговые ряды, склады и гостиные дворы. Перевозили всевозможные товары: летом - на дощаниках по Нице, зимой - конными обозами.
 
Не раз крестьяне пытались добиться справедливого распределения труда и его оплаты. В 1660 году отказались пахать прибавочную пашню и вносить добавочный оброк. В 1761 году решили сбросить с себя непосильное бремя заводской повинности и приняли активное участие в волнениях на Гороблагодатских заводах, к которым были приписаны. Нетрудно догадаться, чем это для них закончилось!
 
И все же к 1917 году в Ереминой было 217 дворов. А в 1926 году их количество достигло рекордного для ереминцев показателя - 237 дворов с населением 937 душ общего пола.
 
Деревня Еремина
 
Коллективизация в деревне была встречена настороженно. Но первую коммуну "Красная заря" старожилы до сих пор вспоминают с теплотой. Многообещающим началом стала она для колхозников. Восемь семей бедняков и трех братков объединил в нее Иван Спиридонович Сонин. Умный, рачительный хозяин и талантливый руководитель, он сумел всего за два года воплотить в жизнь самые смелые мечты своих коммунаров. Но в 1929 году "Заря" прекратила свое существование в связи с организацией колхоза имени Буденного.
 
Деревня Еремина
 
Трудолюбивый и мастеровой ереминский народ и в колхозе работал на совесть. Водяная мельница давала 6650 центнеров муки в год, кирпичный завод - 300 тысяч штук кирпича, маслобойный завод зарабатывал 100 пудов масла в сутки. Гордостью ереминцев был и межколхозный племенной конезавод имени Фрунзе. В деревне имели свое смолокурное производство, кузницу. Многие деревенские занимались рыбным, охотничьим промыслом, выделывали овчины, катали валенки. Как говорится, вовсю старались жить не хуже других!
 
Тем не менее, от "Красной зари" к закату Советской власти в 1991 году в Ереминой осталось 107 семей. А за годы пресловутой перестройки и того меньше - 77 дворов с населением 204 жителя.
 
Но ереминцы все равно не теряют надежды на лучшее будущее!
 
О. Молокотин, «Родники Ирбитские», 21 июня 2006 года
 
Р.S. При написании статьи использованы материалы из изданий: "Уральский исторический ономнастикон", "Уральские фамилии" А.Г. Мосина и из личного архива кандидата исторических наук А. С. Еремина.


Дата публикации: 21 июня 2006 | Категория: Происхождение населенных пунктов Ирбитского района