IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

3.jpg1.jpg2.jpg

На стыке цивилизаций

Краеведы до сих пор теряются в догадках: «Что сыграло главную роль в появлении Ирбитской слободы? Почему для нее выбрано именно то место, на котором сейчас размещается наш город?». 
 

Окраина Ирбита

 
В первую очередь, наверно, то, что оно было «узловой точкой», в которой сходились водные и сухопутные дороги того времени из европейской части России в Сибирь. Это было замечено задолго до появления в Зауралье русских поселенцев. Они не были первооткрывателями этих земель. До них территория нашего района уже была заселена коренными народностями Сибири. На северной окраине нынешнего города четыре столетия назад размещалось поселение сибирских татар – Ирбеевский юрт. По сути дела, большинство ирбитских населенных пунктов основано на местах бывших поселений аборигенов. Археологи обнаружили в границах сорока нынешних населенных пунктов многочисленные вещественные доказательства ранее существовавших древних стоянок, селений, городков. Ирбеевский юрт был традиционным местом торговли между финно-угорскими и азиатскими народами.
 
Особенность нашего района в том, что на его территории соприкасаются две природные зоны – тайга и лесостепь, что отложило свой отпечаток и на расселении коренных народов. Здесь мирно уживались три основные зауральские народности: на западной его окраине, по реке Ирбит, – башкиры, северной, в верховьях Ницы, – вогулы, южной, в ее низовьях, – сибирские татары. А некогда полноводные реки Ирбит и Ница были удобными для судоходства и активно использовались в этих целях. Здесь же пересекались сухопутные дороги. В частности, проходила малоизвестная Старая Казанская дорога, которую некоторые историки считают одним из древнейших путей через Уральский хребет. Она начиналась в Казани, шла вдоль рек Камы, Белой, Уфы и раздваивалась за Уралом. Южная ее ветвь уходила в верховья Исети и Миасса. Сейчас она называется Большим Сибирским трактом. Северная шла через Ирбеевский юрт на Тюмень. Она связывала между собой Казанское и Сибирское ханства, а также башкирские поселения Приуралья и Зауралья. Есть основания предполагать, что ей пользовались еще скифы. 
 
Историки считают, что именно по ней в 1500 году возвращался князь Семен Курбский с войском после успешного похода в Сибирь, в результате которого были разгромлены сорок два укрепленных югорских городка и пленены пятьдесят восемь местных вогульских и остятских князьков. Но постоянно этой дорогой не пользовались, потому что она проходила по землям кочевых племен и была опасна для передвижения. 
 
В семнадцатом веке через Ирбеевский юрт, уже заселенный русскими и превратившийся в Ирбитскую слободу, пролегала другая важная дорога, Слободской путь, связывающая между собой большинство зауральских слобод и являющаяся логическим продолжением Бабиновской дороги – основной для сообщения России с Сибирью. 
 
Удобное географическое положение создало благоприятные условия для появления Ирбитской слободы, затем – одной из крупнейших российских ярмарок, а в дальнейшем – уездного города. 
 
Олег Молокотин, «Восход», 11 ноября 2010 года


Дата публикации: 11 ноября 2010 | Категория: История появления Ирбита