IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

3.jpg1.jpg2.jpg

Труд на земле и служба Отечеству

Сегодня мы стали свидетелями возрождения российского казачества не только на Дону и Кубани, но и в нашем, казалось бы, совсем не традиционном для него, крае.
 
КОНЕЦ XV ВЕКА. Этот период развития российского государства был отмечен очень важным событием, сыгравшим решающую роль во всей последующей судьбе Зауралья и Сибири. Казахи составляли ядро переселенческих отрядов. Кроме хозяйственного освоения земель, необходима была надежная охрана и переселенцев, и новых границ государства. Не случайно Ирбеевская слобода, как крепость, была обнесена бревенчатыми стенами. Документы свидетельствуют, что с 1644 года в новой крепости-остроге несли службу «беломестные» казаки, составлявшие основу ее гарнизона. То были «служилые» из крестьян, которые добровольно брали на себя казачье звание.
 
К чести «беломестных» казаков надо отметить, что они достойно охраняли российские рубежи от врагов. Не однажды их отвага и смелость заставляли позорно бежать от ирбитских стен не только внешних, но и внутренних врагов.
 
В представлении русского народа казак всегда был воином и земледельцем: в правой руке шашка, левая опирается на плуг. Патриотический дух добровольного поступления на нелегкую службу Отечеству испокон веку был основой образования казачьих поселений и войск. На этих же принципах происходит возрождение казачества и в ваши дни. Служение Родине, любовь к земле, хозяйству, преданность избранному делу – вот что всегда определяло казака.
 
Ирбитские казаки носят форму Оренбургского казачьего войска Так сложились исторически. Мы относимся к Исетскому (Екатеринбургскому) линейному войску, а оно входит в состав Оренбургского. Можно считать, что это тоже дань традиции.
 
На погонах казаков – знаки воинского различия. Их присваивает атаман Исетского войска, а в основном они соответствуют армейским. Например, казах, имевший в армии звание старшины, в казачестве – вахмистр, лейтенант – хорунжий и так далее. Правда, в казачий Устав заложено и исключение из этих правил: определенные должности казачьих органов самоуправления соответствуют конкретным офицерским чинам.
 
РАЙОННАЯ казачья организация носит название станицы «Ирбитская». Она официально зарегистрирована в областном управлении юстиции. На местах создаются первичные организации, которые, в зависимости от их численности, называются ху-торами и куренями. Такие подразделения уже создаются в Цащиной, Кирге, Мельнико-вой, Фоминой. Окончательная цель первичных казачьих организаций – жить одной об-щиной.
 
А программа остается неизменной с первых дней появления казаков на этой земле, и о ней уже говорилось: возрождение пришедших в упадок населенных пунктов и сельского хозяйства, недопущение его растаскивания на паи, восстановление на основе традиционного, веками оправданного, коллективно-общинного ведения. Не нова для казачества и деятельность по охране государственной, общественной и частной собственности, природных ресурсов, правопорядка. И, конечно, военно-патриотическое воспитание молодежи. Разработанная нашей организацией программа возрождения казачества в районе изучена и утверждена атаманским правлением Исетского казачьего войска и районной   администрацией.
 
ПРОШЕДШИЙ 19 ноября в Екатеринбурге объединительный Круг казаков области в присутствии представителей областной администрации и духовенства удовлетворил требование правительства области и примирил все ранее существовавшие раздельно казачьи организации. Создано единое Исетское линейное войско в составе Оренбургского казачьего войска, избраны атаман и правление. На Круге было решено приостановить всякую деятельность каких-либо казачьих формирований, кроме Исетского казачьего войска. В декабре в Москве состояться объединительный съезд казаков России. Думаю, что он окончательно ответит на все оставшиеся неразрешенными вопросы.
 
Народная мудрость утверждает: «Казак не тот, кто ташкой машет, а тот, кто землю пашет!». Лучше всего об этом сказал атаман Союза казаков России А. Г. Мартынов: «Казак – это прежде всего труд на земле до седьмого пота и верная служба Отечеству! Иначе, оторванный от земли, казак легко становится неопытным актером в театрализованном политическом представлении, где ему отводился неблаговидная роль. Лампасы и черкески замелькали на митингах и политических сходках. Но сколько ни кричи, а Россию словами не накормишь. Земля ждет казаков как своих защитников, тружеников и рачительных хозяев?»
 
Земляков, разделяющих наши взгляды и желающих лично участвовать в возрождении казачества и края, приглашаем пополнить ряды сторонников народно-патриотического казачьего движения. Сбор проводятся каждый вторник с 18 часов во Дворце культуры «Кристалл».
 
«Восход», 13 декабря 1994 года


Дата публикации: 13 декабря 1994 | Категория: Золотой век беломестного казачества