IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

1.jpg3.jpg2.jpg

Пречистые магдалины ирбитские

Некогда крупнейший в Екатеринбургской епархии Ново-Тихвинский монастырь первоначально существовал как богодельня. В 1780 году несколько вдовиц поселились в домике при кладбищенской церкви Успения Божией Матери. Они жили как монахини, по уставу Саровской пустыни, молились, занимались рукоделием, заботились о нищих. Окрестные жители стали приходить к сестрам, чтобы послушать богослужения. Так вокруг общины собрался приход.
 
Своим появлением, существованием и последующим официальным признанием в качестве монастыря община была во многом обязана дочери мастерового с Верх-Исетского завода Татьяне Андреевне Костроминой (в замужестве – Митрофановой). Именно она добилась у горожан жалованья для сестер обители. В 1807-1809 годах лично отправилась в Санкт-Петербург просить об учреждении монастыря. Чтобы просьба звуча-ла убедительней, заручилась одобрением жителей Екатеринбурга и обязательствами купцов Калашникова, Мартынова, Бронникова построить на их средства каменную монастырскую церковь во имя Александра Невского. К тому времени в общине было 33 человека, большинство из крестьянских и горнозаводских семей. 
 
Императорским указом от 31 декабря 1809 года община официально была переименована в Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь. Название свое он получил в честь древней чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. До революции в обители пребывал список-копия с этой иконы. Его привезла в 1811 году первая настоятельница Таисия (Костромина). Указом обители разрешалось содержать только 17 сестер. Правда, государственное жалованье из казны все равно стали отпускать только с 1822 года, когда фактически в нем уже пребывали 101 монахиня и около 900 послушниц.
 
Епископ Пермской епархии Иустиний (Вишневский), ходатайствуя в 1822 году о присвоении монастырю статуса первоклассного, писал Священному синоду: «Пусть каждый россиянин, входя и проходя через сии врата в страну Сибирь, взирает на святую обитель, благоговеет перед Всевышним и исполняется за благодеяниями его чувством благодарности…». 
 
Дореволюционный период действительно был временем расцвета обители. Мы с гордостью можем констатировать причастность к этому богоугодному делу славных представительниц ирбитской земли — Марии Матвеевны Неустроевой и Пелагеи Степановны Досмановой, отслуживших в обители вместе 135 лет, причем 57 из них настоятельницами этого монастыря. 
 
Магдалина (Неустроева) 
 
Мария Матвеевна Неустроева родилась 1 апреля 1813 года в селе Стриганском Ирбитского уезда в крестьянской семье. По воле судьбы в монастырь она попала в 1817 году всего четырех лет от роду. Настоятельница монастыря Таисия (Костромина) заботилась о том, чтобы юные послушницы научились читать, писать, рукодельничать и получили навыки добродетельной жизни. Она сразу заметила трудолюбивую и исполнительную Марию. И несмотря на ее юный возраст назначила заведующей монастырскими мастерскими, а через шесть лет – библиотекой. 
 
На 31-м году жизни Мария приняла постриг и стала монахиней Магдалиной. Общение с духовными ценностями не прошло для нее бесследно. В 1848 году она была переведена помощницей попечительницы епархиального училища, а еще позднее казначеем монастыря. В 1858 году скончалась преемница игуменьи Таисии – Александра и сестры обители единогласно избрали сорокапятилетнюю Магдалину (Неустроеву) настоятельницей. 
 
В годы ее правления монастырь преобразился. В короткое время усилиями скромных тружениц созданы несколько красивейших храмов, выстроены корпуса для монашеских келий и различных мастерских и школа для девиц духовного звания. В 1865 году при монастыре был официально открыт приют для девочек. Насколько была внимательной к сиротам настоятельница, ясно из того, что они считали ее за родную мать. Вспоминается такой случай: один именитый гость спросил юную послушницу: «Что, матушка-игуменья родная тебе?». «Нет, не родная, а только мама», – ответила сирота. 
 
Если в прежнее время монастырь в основном славился производством восковых свечей, то стараниями игуменьи Магдалины появились иконопись, вышивание шелком по коже, строчка по рисунку, узорчатое вязание, разрисовка по дереву и фарфору, резьба по дереву. На монастырском подворье развивалось и сельское хозяйство. Всем этим обитель сама обеспечивала большую часть своих материальных нужд. 
 
Авторитет Ново-Тихвинского монастыря был настолько велик, что он был удостоен неоднократным посещением российского императора Александра I и членов его семьи. Побывал в нем и молодой Александр II вместе со своим воспитателем, знаменитым поэтом В. А. Жуковским. 
 
Скончалась игуменья Магдалина в 1893 году на 80-м году жизни, отслужив в монастыре 75 лет, 35 из них — настоятельницей. Погребена Магдалина (Неустроева) перед алтарем Иоанно-Предтеченского придела Успенской монастырской церкви. 
 
Магдалина (Досманова) 
 
Пелагея Степановна Досманова родилась в 1847 году в городе Ирбите в купеческой семье. Двенадцатилетней привезли ее родители в Екатеринбург и, желая иметь молитвенницу за свою большую семью, отдали в послушницы Ново-Тихвинского монастыря. В это время настоятельницей обители была Магдалина (Неустроева). 
 
Первое послушание Пелагея проходила на свечном заводе, который снабжал своей продукцией всю епархию. Из родительского дома она пришла уже грамотной, поэтому игуменья поручала ей более серьезные задания. Пелагея обеспечивала необходимыми материалами монастырские мастерские, торговала свечами и другими изделиями монастырских умелиц на Ирбитской ярмарке. Вела хозяйственные дела епархиального женского училища. Все поручения выполняла так, что заслужила архипастырское благословение епископа Екатеринбургского викарианства Модеста (Стрельбитского). 
 
В январе 1893 года, имея 33-летний опыт монастырской жизни, Пелагея была пострижена в монахини. Новопостриженную, как и настоятельницу, нарекли Магдалиной. Но в этом же году обитель постигло большое горе – скончалась всеми уважаемая игуменья Магдалина (Неустроева). Ее на два года заменила игуменья Агния (Бобылева). А в 1896 году по уставу обители настоятельницу выбирали общим собранием сестер, которые поддержали кандидатуру Магдалины (Досмановой). 
 
При игуменье Магдалине (Досмановой) Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь стал одним из самых крупнейших в России. В нем проживало более тысячи насельниц. Он имел большие землевладения, две заимки и несколько хуторов. В нем было 18 мастерских, детский приют, богодельня, странноприемный дом, школа. Все молодые насельницы обучались грамоте. К XIX веку обитель стала полностью самостоятельной и содержалась за счет рукоделия сестер: иконописи, шитья золотом и шелками, шитья ряс и риз для священников, вязания, пряжи холстов и ковров, выполнения позолотно-чеканной работы. При монастыре появились портновская и сапожная мастерские, кирпичное производство, прачечная, лечебница, конный двор. 
 
Стараниями настоятельницы Магдалины и при поддержке Ново-Тихвинского монастыря были организованы три новые женские общины: Колчеданская Покровская, Каменная Преображенская, Красносельская Введенская, которые впоследствии тоже стали женскими монастырями. В них пребывали 150 монахинь и 737 послушниц. В училищах и приютах при этих общинах находились 374 ученика и воспитанника из малоимущих семей. 
 
Руководители местного земства так отмечали положительную роль обители и в развитии сельского хозяйства: «Наше земство всегда с уважением относилось к деятельности монастыря, к его культурным начинаниям в сельском хозяйстве. Хутора и монастырские заимки, разбросанные по соседним селениям, на глазах наших несли в среду простого сельского народа культуру, знания всевозможных ремесел и усовершенствованных приемов земледелия. Своим примерным трудом старательные сестры обители учат простых сельских обывателей подражать им в трудолюбии». 
 
Известен и такой факт, что за несколько лет до своей кончины обитель посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он отслужил здесь литургию, которая произвела огромное впечатление на игуменью и монастырь. 
 
Самоотверженное служение игуменьи Магдалины церкви неоднократно отмечалось Императорским домом, Священным синодом и епархиальным начальством. Магдалина была возведена в сан схиигуменьи – высшую степень монашества. Она четырежды награждалась Золотым наперстным крестом и Серебряным крестом от Российского общества Красного Креста. Сестры почитали ее как старицу – опытную подвижницу, имеющую духовную мудрость и благодатную силу помогать молитвой и советом. 
Как гром среди ясного неба прогремели революции. Советская власть закрыла монастырь, а его помещения передала военным. Новый епископ Григорий (Яцковский) освободил игуменью Магдалину, отдавшую шестьдесят лет своей жизни монастырю и двадцать два года руководившую им, от настоятельской должности. 
 
Семидесятилетняя старица поселилась в небольшом домике на Четвертой Загородной улице Екатеринбурга. По вечерам в нем собирались бывшие монахини и городские девушки, имевшие тягу к духовной жизни. Здесь они обучались рукоделию и просто заходили к старице за наставлениями. Это не нравилось новой власти. Престарелую богомолицу арестовывали восемь раз и держали в тюрьме по два-три месяца. На допросах матушка Магдалина юродствовала и этим вводила в заблуждение чекистов. Помучаются они с ней и отпустят, решив, что у старушки «с головой непорядок». И все же аресты, допросы и пытки подорвали здоровье пожилой женщины. 6 июля 1934 года схиигуменья Магдалина, в окружении сестер, спокойно передала свою душу Господу. Похоронили ее на Ивановском кладбище Свердловска. 
 
Монахини, навещавшие могилку матушки Магдалины и молящиеся за нее, стали ощущать, что забота старицы о них не прекратилась с ее уходом в иной мир. Еще при жизни было замечено, что ее пророчества всегда сбывались. А после праведной кончины схиигуменьи стали отмечаться случаи исцеления тех, кто с молитвой приходил к ее могиле за утешением. Вспоминают, как она часто любила повторять евангельскую заповедь: «По вере вашей да будет вам!». К примеру, у монахини Евгении сильно болели ноги, но она, пересилив боль, пришла поклониться праху матушки Магдалины, домой возвращалась уже без труда. Таких примеров множество! 
 
И сегодня могила схиигуменьи Магдалины на Ивановском кладбище самая почитаемая. К ней часто приходят верующие, просят помощи в болях и скорбях. По вере своей и получают исцеление телесных недугов и разрешение житейских трудностей. 
 
В 1994 году решением Священного синода Русской православной церкви в столице Урала вновь открыт Ново-Тихвинский женский монастырь. Нынешние сестры этой старейшей обители чтут память прежних настоятельниц Магдалин – Неустроевой и Досмановой. В кельях монахинь можно увидеть портреты игумений, жизненный путь которых является для них ярким примером православного подвижничества.
 
«Восход», 21 января 2010 года


Дата публикации: 21 января 2010 | Категория: Пречистые игуменьи ирбитские