IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

1.jpg3.jpg2.jpg

Ирбитский след Верхотурского Чудотворца

25 сентября весь христианский мир отмечает день памяти известного сибирского чудотворца Праведного Симеона Верхотурского.
 
Симеон ВерхотурскийНа стыке пятнадцатого и шестнадцатого веков лихая и отважная казачья ватага под предводительством атамана Ермака преодолела Уральский хребет, нарушила многовековой уклад зауральских аборигенов и положила начало заселению богатейшего края русскими.
 
В первую очередь на верхотурскую землю хлынули служилые люди и крестьяне с российского Севера: Вологды, Великого Устюга и Пинеги. На новых местах «семейщики», сразу осевшие на пашню и переселившиеся семьями, образовали целые землячества: «вологжан», «устюжан», «пинежан». А одинокие и холостые переселенцы, прежде чем стать земледельцами или пойти на государственную службу, обзавестись семьей и осесть в каком-нибудь поселении, числились вольными «гуляющими» людьми. При этом они могли прирабатывать каким-либо ремеслом или приторговывать, иногда достигая высокого материального достатка. Но чаще всего их уделом была тяжелая черная работа. Государство вело строгий учет переселенцев и взимало с них все возможные платежи.
 
Меркушинский оброчный крестьянин Афанасий Тимофеевич Чащегоров, в 1695 году подробно рассказавший о жизни Симеона Праведного митрополиту Сибирскому и Тобольскому Игнатию, доказывал, что он и был потомком двинских бояр или «своеземцев» – крупных землевладельцев, своеобразных северных «крестьянских дворян». Но на верхотурской земле он самостоятельно зарабатывал себе на жизнь портновским ремеслом – шитьем овчинных шуб и полушубков. Не имея постоянного пристанища, Симеон ходил по деревням, слободам и ярмаркам Верхотурского уезда, останавливаясь только на период работы там, где его труд был востребован. Жил и кормился Праведный у заказчиков и нередко удивлял их своим отказом принимать плату за работу. Таким он запомнился людям: кротким, послушным и услужливым человеком, довольствовавшимся скудной пищей и простой одеждой, усердным к молитвам и регулярно ходившим по лесной тропе в церковь, расположенную от Меркушиной за 36 верст. Все это говорило о том, что Симеон сознательно «подвизался подвигом юродства Христа ради», который не многим достается в удел.
 
В верхотурском архиве сохранились свидетельства тому, что Праведный бывал в ярмарочные дни и в Ирбитской слободе, где для него предоставлялась редкая возможность получить больше заказов от приезжего служилого, торгового, промышленного и «гуляющего» люда.
 
Приводится даже примечательный эпизод из жизни Симеона, как нельзя лучше характеризующий нравственный облик святого и к тому же связанный с нашим городом.
 
Однажды он, закончив работу, случайно увез с собой швейную иглу своих заказчиков, а когда обнаружил это, вернулся за 100 верст в Ирбит, чтобы отдать ее хозяевам.
Ничего более замечательного, чем уже сказанное, не сохранилось о Симеоне в устных преданиях меркушинских старожил. Но через 50 лет после смерти Праведного, когда его имя уже было забыто, гроб с нетленными останками святого «взошел из земли». Над ним устроили склеп и вскоре стали замечать, что молитвенные обращения к Симеону, земля с его гроба, вода из источника и даже масло из лампадки перед его иконой исцеляют «от недугов душевных и телесных».
 
Одним из первых убедился в этом сам митрополит Игнатий. В том же 1695 году на обратном пути из Верхотурья в Тобольск, после освидетельствования святых мощей Симеона Праведного, остановился он в Ирбитской слободе, где во время молитвенного обращения к святому и произошло исцеление «от болезни ног» иеромонаха Савватия.
 
В Верхотурском монастыре хранится множество писем с рассказами о чудесных исцелениях, происшедших с людьми после молитвы у реки с мощами святого и от воды из его источника. Среди получивших исцеление имеются и наши земляки: крестьяне Чубаровской слободы Трофим Макарович и Михаил Иванович Артамоновы (1711 г.) и ирбитский купец Михаил Шестаков с супругой Устинией (1808 г.).
 
К началу XX столетия Праведный Симеон Верхотурский стал одним из самых почитаемых на Руси святых чудотворцев. Ежегодно к его мощам приезжают тысячи паломников со всех уголков нашей необъятной Родины, чтобы прикоснуться своей душой к этому уникальному источнику русской святости и по его примеру воскреснуть духовным человеком.
 
«Восход», 25 сентября 2002 года


Дата публикации: 25 сентября 2002 | Категория: Ирбитский след верхотурского Чудотворца