IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

2.jpg1.jpg3.jpg

Не сильно счастливый юбилей

Богоявленский Собор

 

БОГОЯВЛЕНСКИЙ ГРАДО ИРБИТСКИЙ

 
Крещенский праздник, он же День Богоявления – 19 января, был престольным для Ирбитской слободы и первым днем ежегодной зимней ярмарки. Она всегда начиналась крестным ходом от Богоявленского собора. Возглавлял эту процессию сам епископ Екатеринбургский и Ирбитский. После закрытия храма в 1930 году, он был полностью разрушен. На его месте выстроили школу, которую во время Отечественной войны превратили в госпиталь. Сейчас это центральная районная больница имени Д. И. Мальгина. Единственным напоминанием о Богоявленском соборе  осталось здание соборного дома, построенное еще в 1757 году. В настоящее время это административный корпус больницы. 
 
Богоявленский СоборМинувший год для Богоявленского храма был «юбилейным». Почему юбилейный в кавычках? Потому что ровно восемьдесят лет назад безбожная власть смела с лица земли этот уникальный памятник истории и архитектуры. А ведь он был первым и по праву главным храмом в Ирбите и епархии.
 
В книге патриарха российского краеведения Г. Ф. Миллера «История Сибири» значится, что Богоявленский храм впервые построен около 1643 года бывшим приказчиком Ирбитской слободы, верхотурским сыном боярским В. И. Муравьевым. Церковь была деревянной и имела один придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. Но этот храм сгорел, и в 1765 году начали строительство нового каменного двухэтажного семипрестольного. Нижний Богоявленский придел освятили в 1773 году, два верхних над ним – пророка Илии – 1779-м, Тихвинской иконы Пресвятой Богоматери – 1783-м. Впоследствии к ним пристроили двухэтажные приделы: правый нижний – во имя святителя Алексия, митрополита Московского – в 1859 году, левый нижний – святителя Иннокентия, епископа Иркутского – 1860-м. Вторые этажи закончили в 1873 году: правый – во имя благоверного великого князя Александра Невского, левый – великомученицы Параскевы. После этого храм приобрел форму креста. Его украшением были пять золоченых куполов и восьмигранная колокольня. В 1808 году Священный синод присвоил Богоявленскому храму, как самому большому в городе, статус собора. 
 
В Богоявленский приход входили семь часовен, расположенных в городе и его окрестностях. Самая ближняя к нему – Иверской Богоматери – находилась в центре ярмарочной площади. Именно на ней в Крещение поднимали ярмарочный флаг. Вторая – Власьевская – стояла на вершине археологического памятника «Ирбитское городище», напротив деревни Мельниковой. Другие размещались в ближних деревнях: Пантелеймоновская – в Фоминой, Преображенская – на выезде из Ирбита в сторону Байкалово, Успенская – в Шмаковой, Петропавловская – Ерзовке, Казанская – Чусовлянах. В общей сложности Богоявленский собор объединил пять тысяч православных ирбитчан. Около храма был погост для духовных лиц. Но от него, как и от собора, не осталось и следов. 
 
Богоявленский СоборЗамечательный исторический факт. В 1774 году, во время пугачевского восстания, повстанцы осадили Ирбитскую слободу и угрожали ее жителям расправой за отказ сдаться. Оборону ее возглавили священник Богоявленской церкви Василий Удинцев и писарь Иван Мартышев. Сформированный ими отряд добровольцев не только успешно отразил попытку пугачевцев захватить слободу, но даже обратил восставших в бегство. За эту стойкость и верность престолу Ирбитская слобода получила статус города. 
 
Служение в Богоявленском соборе было великой честью для священников. Эту почетную миссию несли образованнейшие люди и талантливые проповедники. Первым из них хочется назвать протоиерея И. В. Сторожева. Выходец из мещан, он окончил юридический институт Императорского университета святого князя Владимира и некоторое время был присяжным поверенным. Но решил избрать себе другой путь. В 1912 году И. В. Сторожев был рукоположен в священники и стал служить законоучителем Уральского горного училища, а затем настоятелем Афанасьевской церкви этого же учебного заведения. В январе 1915 года переведен настоятелем Богоявленского собора, возведен в сан протоиерея и благочинного ирбитских городских церквей. На этом поприще Иван Владимирович добросовестно отслужил два года. Новую власть он не принял. С началом Гражданской войны ушел на фронт полковым священником, и его следы затерялись на полях братоубийственных сражений. 
 
Богоявленский СоборПосле 1933 года, в период раскола церкви на староцерковников и обновленцев, практически все священники Богоявленского собора поддержали идею обновления церковной жизни и активно проповедовали ее в своем приходе. А учитывая то, что в 1924 году Богоявленский собор стал кафедральным для огромной Ирбитско-Туринской обновленческой епархии, то влияние распространялось на все подчиненные храмы и приходы. 
 
Замечательной личностью был архиепископ Александр (Анисимов). Александр Ильич родом из соседнего с нами Камышлова, окончил музыкальное училище, юридический и философский факультеты Пермского университета. Но, выбрав служение Богу, закончил еще и Казанскую духовную академию. К обязанностям настоятеля Богоявленского собора и благочинного церквей Ирбитского округа приступил в 1918 году. В период борьбы с религией и разгрома храмов отец Александр оказал активное противодействие изъятию церковных ценностей. За это губернский ревтрибунал приговорил его к двум годам строгой изоляции. И тем не менее после освобождения он выбрал сторону обновленцев, был возведен в сан епископа, а потом архиепископа и управлял обновленческими епархиями в Центральной России. 
 
Трижды возглавлял Ирбитскую епархию архиепископ Никанор (Пономарев). Никанор Николаевич – выпускник Пермской духовной семинарии, работал учителем Камышловского духовного училища, законоучителем Пермской мужской гимназии. С декабря 1922 года епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В мае следующего года возведен в сан архиепископа и с февраля 1924 года вновь управлял, но уже обновленческой Ирбитско-Туринской епархией. Награжден правом ношения креста на клобуке. Скончался около 1933 года. Погребен на Ирбитском кладбище справа от алтаря Свято-Троицкого храма.  
 
Константин Федорович Запрудский родился в Москве, окончил Казанскую духовную академию и служил священником в храмах столицы. В 1922 году принял Ирбитско-Туринскую епархию. В феврале 1928 года вышел на покой. 
 
Последним архиереем Ирбитской епархии стал наш земляк Федор Михайлович Баженов. Он родился в Кирге в семье дьякона местной церкви, окончил Пермскую духовную семинарию и служил священником Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. А затем настоятелем ряда церквей Камышлова и Екатеринбурга. В конце революционного 1917 года возведен в сан протоиерея. С 1922 года в обновленческом движении, управлял Нижнетагильской и Сарапульской епархиями. С марта 1930 года и до закрытия храма архиепископ Ирбитский и Туринский. 
 
Сегодня надежд на возрождение Градо-Ирбитского Богоявленского собора, конечно, нет. А вот вполне реальная идея построить внутри больничного двора небольшую часовню в память о первом и главном храме Ирбита приходила в головы продвинутых сограждан. Но она, к большому сожалению, не нашла понимания и отклика у администраций района и больницы. А жаль! Сейчас во многих, даже областных, здравницах действуют православные храмы. И медики говорят, что это только способствует выздоровлению больных. 
 
«Восход», 18 января 2011 года


Дата публикации: 18 января 2011 | Категория: История храмов Ирбита и в селах района