IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

1.jpg2.jpg3.jpg

Возродим православную святыню!

ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОСЛАВИЯ

 
Сегодня много говорят о восстановлении Сретенской церкви. Но никто не задумывался о том, какова истинная роль этого храма в истории не только Ирбита, но и соседствующих с нами городов и районов, особенно тех, которые входили в состав бывшего Ирбитского уезда, а впоследствии и округа. 
 
Становление
 
В нашем городе Сретенская церковь появилась второй после Богоявленского собора и начала строиться на сотню лет позднее его. Причем возводилась дважды. Первый – с 1786 по 1794 год на том же самом месте, где находится и сейчас, была деревянной и двухэтажной. Но грунт под ней оказался слабым, поэтому храм пришлось разобрать, забить в основание лиственничные сваи и только после этого выстроить заново. 
 
Второй раз ее строили намного дольше, целых 22 года, но зато на века. Колокольню заложили первой в 1832 году. А колокола для нее были отлиты на Сысертском медеплавильном заводе еще в 1799 году. В колокольне разместился придел во имя мучеников Флора и Лавра, освятили его 24 апреля 1846 года. Саму церковь заложили 28 июля того же года. Этот главный храм в честь Сретения Господня был освящен 11 июля 1848 года. Придел во имя святого Николая архиепископа Мирликийского — 23 ноября 1848 года, во имя великомученицы Екатерины – 1 февраля 1850 года, в честь Рождества Пресвятой Богородицы – 12 июня 1871 года. К Сретенской церкви были приписаны часовни: Зосимо-Савватиевская (д. Кириллова), Петропавловская (д. Бердюгина), Петропавловская (д. Буланова) и городская Пантелеймоновская. В общей сложности более пяти тысяч прихожан. 
 
За веру и Отечество
 
Революции начала прошлого столетия не прошли бесследно и для российской православной церкви. В мае 1922 года в ней произошел раскол. Московское духовенство во главе с епископом Антонином (Грановским) отстранило от церковной власти законного патриарха Тихона (Белавина). Раскольники выступили за обновление и реформы, которые бы приблизили церковь к революционным изменениям в стране. За это их назвали «обновленцами». Реформаторов поддержали 37 из 73 иерархов. Правда, когда приоткрылась завеса секретности, оказалось, что настоящим «вдохновителем» раскола был чекист Тучков. А «обновленцы» просто попали в ловко расставленные чекистами «сети». Тем не менее 2 мая 1923 года Второй Всероссийский Поместный собор объявил патриарха Тихона предателем, лишил его сана и монашества. «Обновленцы» заявили во все услышание, что «преображение русской церкви соответствует новым условиям государственной жизни». Они первыми предприняли шаги по увеличению числа своих епархий. При этом бывшая Екатеринбургская и Ирбитская епархия раскололась на три. На этой «волне» в июле 1923 года была образована Туринско-Ирбитская обновленческая епархия. Но 1 февраля 1924 года кафедральным городом (главным в епархии, где находится епископ) был назначен Ирбит, поэтому она была переименована в Ирбитско-Туринскую, а во главе ее стал архиепископ Никонор (Пономарев). В епархию вошли 115 церквей, 120 священников, 27 дьяконов. 9 июля 1925 года в Свердловске состоялся съезд «обновленцев». Он учредил Уральскую митрополию. В нее вошли 16 иерархов, а это 34 процента общего числа приходов на Урале. Лучшей «обновленческой» епархией была Ирбитско-Туринская. В ней количество приходов составляло 72 процента от общего их числа. С 1924 по 1930 год кафедральным собором епархии был ирбитский Богоявленский, а после его закрытия в 1930 году этот статус перешел к Сретенскому. За период существования обновленческой епархии возглавившие ее епископы несколько раз менялись по разным причинам. Трижды руководил ею епископ Никонор (Пономарев) в 1922, 1924, 1927-1930 годах. Его сменил архиепископ Федор (Баженов), кстати, родом из Кирги, затем епископ Аркадий (Ершов) и архиепископ Палладий (Бельтюков). Представителей духовенства, сохранивших свою приверженность патриарху Тихону, стали называть «тихоновцами» или «староцерковниками». По их инициативе 30 августа 1924 года в нашем крае появилась еще одна епархия, тоже Ирбитская, только «тихоновской» ориентации. Главой ее был назначен епископ Стефан (Замировский), тоже родом из Ирбита. Для «староцерковников» это были далеко не лучшие времена. Их общины закрывались под любым предлогом, а принадлежавшие им храмы передавались «обновленцам». К тому же среди самих «староцерковников» не было единства. Они разделились на «григорьевцев» и «сергиевцев». Первых возглавлял епископ Григорий (Яцковский), вторых – Сергий (Страгородский). Став митрополитом, Григорий утвердил Ирбитский округ, охвативший более 100 «григорьевских» приходов. В свою очередь, митрополит Сергий учредил Ирбитское викарианство, естественно, «сергиевской» ориентации. К счастью, догматических расхождений между ними не было. Поэтому три этих православных течения «обновленческой», «сергиевской» и «григорьевской» ориентации мирно уживались в одном Сретенском храме, который для всех их был кафедральным собором. 
 
Лихолетье
 
В 1929 году в стране начался антирелигиозный террор, активизировался союз воинствующих безбожников, развернулась кампания закрытия церквей, начались репрессии среди духовенства. Не обошли они и Ирбит. Первой их жертвой стал протоиерей Сретенской церкви – благочинный обновленческих церквей Ирбитского округа – Алексей Иванович Сердобольский, участник Второго Всероссийского Поместного обновленческого собора. 11 апреля 1930 года постановлением особого совещания НКВД его приговорил к 10 годам концлагерей. 21 марта 1936 года на 5 лет в ссылку отправили архиепископа Стефана (Замировского), а 17 ноября 1941 года его расстреляли. Такая же участь постигла священника Сретенской церкви Василия Степановича Киселева.
 
15 мая 1932 года была объявлена безбожная пятилетка. В один год в Ирбитском округе закрыли 117 церквей. Постановлением Уралоблисполкома от 21 декабря 1932 года за № 4366 закрытию подлежала Сретенская церковь. Исполнявшие его сняли колокола, на храм водрузили красный флаг и устроили в нем рабочий клуб школы-завода «Уралмашиностроя». Позднее церковь была переоборудована под заводскую котельную. Но старожилы до сих пор помнят последних священников Сретенской церкви — В. Н. Тронина, В. А. Чернавского, Н. Фофанова.
 
Сегодня настало время возродить эту православную мекку. 
 
«Восход», 7 ноября 2009 года


Дата публикации: 7 ноября 2009 | Категория: История храмов Ирбита и в селах района