Возродить утраченные традиции сложно, а иногда и нереально. Время неумолимо летит в будущее, оставляя все, что было, в прошлом. Вот так же произошло с некогда знаменитой Ирбитской ярмаркой. Она вспыхнула яркой звездой и погасла, оставив неизгладимый след воспоминаний о былой славе нашего города. Доказательство тому - «Великий чайный путь».
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Возникновение ярмарки в нашем городе было предопределено его географическим положением. Уникальность его в том, что в этой точке сходились границы расселения трех этнических групп. В верховьях Ницы проживали манси, в низовьях - сибирские татары, а по реке Ирбит - башкиры.
Слобода появилась на берегах Андреевского озера взамен бывшего здесь Ирбеевского юрта - старого поселения сибирских татар. Через него проходила «Старая Казанская дорога», связывающая казанских татар с сибирскими, приуральские башкирские племена с зауральским.
Реки Ница и Ирбит тоже служили водными путями сообщения местного коренного населения со своими соплеменниками на Урале и в Сибири, способствовали обмену продукцией растениеводства, животноводства, рыболовства и на родных промыслов. Традиционным местом для этого был Ирбеевский юрт. И совсем небеспочвенно краевед И. Я. Антропов высказал гипотезу происхождения названия нашего города от татарского «Ирыб», что означает «съезд» или «торжок». Здесь и было место древнейшего менового торга между финно-угорским населением Урала, сибирскими татарами, башкирами Приуралья и Зауралья. С появлением русских слобода тоже оказалась в центре наиболее освоенной в хозяйственном отношении территории Зауралья. А торжок превратился в перспективную ярмарку. Этому способствовало и то, что она находилась как раз посередине между двумя крупнейшими западносибирскими городами того времени: Верхотурьем и Тобольском, на дороге, связывающей европейскую часть России с Сибирью.
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В... ИРБИТ
Действительно, был такой период в истории нашего города, когда через него шли все дороги из Центральной России в Сибирь и к пограничным окраинам государства. В том числе и «Великий чайный путь». Он начинался от Кяхты и шел по реке Селенге до Байкала, затем по Ангаре, Енисею, сушей до Оби, по ней, Иртышу, Тоболу, Тавде, Туре и Нице на Ирбитскую пристань. На эту неблизкую дорогу уходило ровно полгода. Поэтому позднее отыскали другой путь - из Западного Китая через Казахстан, Семипалатинск. Он оказался в два раза короче.
Был еще и морской, который очень метко называли экзотической полукругосветкой. Он проходил прямо по жарким производителям чая: по Китаю, Индии, Цейлону, через Атлантику в холодный Лондон и дальше по Карскому морю к устью Оби, по ее притокам на Ирбитскую ярмарку.
За одну навигацию на ярмарку доставлялось до 800 тысяч пудов все возможных грузов, включая и чай. Но Ирбит не был для него конечным пунктом. После торговых операций чай продолжал свой путь к основным его потребителям - в Центральную Россию. Сначала - по суше до Чусовой, затем - реками Камой и Волгой в Нижний Новгород и Москву. В общей сложности протяженность «Великого чайного пути» от китайской границы до Москвы составляла одиннадцать тысяч верст.
ЧАЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РОССИИ
Историки утверждают, что появлением чая в России мы обязаны боярскому сыну Василию Старкову, который привез его в 1638 году в подарок от Антын-хана российскому государю Михаилу Федоровичу, По официальным источникам, на Ирбитской ярмарке чай впервые увидели только в 1727 году, после установления регулярных торговых отношений России с Китаем. Есть и другие сведения, что китайские товары появились на ней в 1689 году. Девяносто пять процентов этого экспорта составлял чай, в то время Китай расплачивался им как валютой за все приобретенные товары.
Предприимчивые купцы переку пали чай прямо на границе с Китаем и сами доставляли его на ярмарку в Ирбит. Особо ценные сорта перевозили в герметично закупоренных металлических банках, сорта попроще, «валовку», - в цибиках (ящиках по два-три нуда весом). Об объемах поставок чая можно судить хотя бы потому, что только в 1891 году его было закуплено порядка сорока тысяч ящиков.
Крупнейшим продавцом чая на Ирбитской ярмарке была фирма Гудкина. Она имела свои чайные конторы в Китае и на Цейлоне.
Фактически до появления Транссибирской магистрали «Великий чайный путь» на центральные яр марки проходил через Ирбетскую. Она была крупнейшим распредели телем чая и законодателем цен на него. Вся Россия пила чай, приобретенный на Ирбитской ярмарке.