IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

3.jpg1.jpg2.jpg

Чубаровское - старейшее село

XVII век стал колыбелью для большинства населенных пунктов нашего края.
 
Московские власти, заинтересованные в скорейшем освоении бескрайних просторов Сибири, приветствовали освоение новых земель и поучали воевод сибирских уездов оказывать земледельцам всяческое внимание.
 
Потребность в хлебе толпами погнала гулящих людей и пашенных крестьян из нехлебородных и малоземельных северных районов России на просторные и плодородные земли Зауралья. За короткое время российский крестьянский люд проделал титаническую работу по хозяйственному освоению малоземельных районов Сибири. Уже в первом десятилетии XVII века здесь появились починки, деревни, слободы и остроги. Особенно интенсивно осваивались Верхотурский, Туринский, Тюменский и Тобольский уезды. В них сосредоточилось до 75 процентов всех сибирских земледельцев.
 
Размещение русских переселенцев на новых землях шло вдоль речных путей. Заселение берегов реки Ницы начиналось почти одновременно с двух сторон. В ее верховьях верхотурские люди основали Ницинскую-Ощепковскую слободу, а в низовьях тобольские - Чубаровскую. Правда, в 1583 году на месте нынешнего села Чубаровское уже было Чубарово городище - юрт (родовое поселение) одного из местных татарских князьков. Но к моменту появления русских его обитатели откочевали в другие районы Зауралья.
 
Считается, что идея строительства Чубаровской слободы принадлежит письменному голове Никите Беглецову. Один из известных исследователей Сибири П. Н. Буцинский, основываясь на переписке тобольского и туринского воевод, считал, что еще в 1623 году здесь поселились несколько крестьянских семей. По сведениям же старейшего сибиреведа Г. Ф. Миллера, 21 марта 1624 года тобольский воевода предписывал туринскому воеводе Семену Апухтину устроить слободу на Чубаровом городище и для этого «... рассмотреть усады и, где пригоже, устроить церковь, и около церкви кладбище и слободу крестьянам под дворы и под огороды, и под гуменники, и животине на выпуск, чтобы вода и лес были близко, где бы устроить государеву пашню 50 десятин в поле... Велел бы лес ранити и хоромы рубити и ставить всем крестьянам; а под пашню дал им земли против государевой пашни и велел бы крестьянам пахати на государя паренину». Само строительство Чубаровской слободы было поручено туринскому сыну боярскому Максиму Егонскому, позднее его дело продолжили приказчики Петр Астафьев и Мурза Выходцев.
 
К месту заметить, слобода заселялась достаточно быстро. Через год в ней уже жили пятьдесят пашенных крестьян и ежегодно добавлялись по несколько человек. Московские власти, заинтересованные в скорейшем освоении бескрайних просторов Сибири, только приветствовали это и поучали воевод сибирских уездов оказывать земледельцам всяческое внимание: «Переписать пашенных крестьян и над ними надзирать самим воеводам, призывая новых крестьян на льготу из подмоги. К ним, как и ясачным людям, держать привет и ласку».
 
Русский народ отзывчив на добро, поэтому вскоре слобода стала отправлять в Тобольск хлеб для военных гарнизонов сибирских городов.
 
Но первым поселенцам приходилось не только растить хлеб, но и защищать свое право на землю. Кочевники из диких степей не раз проходили по русским селеньям огнем и мечом. Первое нападение было в 1634 году. Чубаровская слобода серьезно пострадала: были сожжены дома, угнан скот и убиты несколько жителей. Верховные власти знали об опасности со стороны кочевников и принимали ответные меры. В ноябре того же года тобольский воевода князь А. Голицын писал туринскому воеводе А. А. Полтеву: «И тебе б, господине, послати из Туринского острогу на Чубарово туринских стрельцов к тобольским и тюменским служилым людям в прибавку 20 человек тот час, не мешкая ни часу, чтоб над Чубаровою слободою от воинских людей дурно какое не учинилось...» В период наибольшей опасности нападения кочевников здесь несли службу казаки и стрельцы из Тюмени и Туринска. После нападения ее укрепили, сохранилось описание оборонительных сооружений: «В слободе два острога, большой да малый, стоячие, мерою 436 сажень, в том числе 4 башни да колокольня, а с крепостию около острогу ров и поделаны надолбы и рогатки. В том остроге пищаль затинная весом пуд два фунта мерою два аршина два вершка пятнадцать мушкетов - к стрельбе не годны, четыре пуда 58 фунтов пороху пушечного, 22 фунта с фунтом в кулях свинцу». За прочными и высокими стенами острогов могли укрыться от врага и отражать нападения сами чубаровцы, которые тоже были не из робкого десятка и могли постоять за себя. Вплоть до конца XVII века им пришлось защищать свои земли от набегов кочевников. В борьбе с ними помогали и соседи. По первому зову приходили на помощь воинские отряды из Киргинской и Ирбитской слобод. Так сообща выстояли и обжили наш край первые русские поселенцы.
 
Чубаровская слобода дала целую плеяду первопроходцев, внесших весомый вклад в историю освоения Сибири.
 
В первую очередь это Яков Борисович Лепехин, основавший Красноярскую слободу на Пышме в 1670 году, Степан Федорович Нестеров - Белозерскую на Тобле в 1678 году, Василий Константивович Пухов - там же Усть-Суяровскую в 1681 году.
 
Но самой яркой личностью среди них был Я. Б. Лепехин. Он родился в семье крестьянина Чубаровской слободы, рано проявил организаторские способности, был замечен и совсем молодым взят в подъячие Пышминской-Ощепковской слободы. В это время в ней был приказчиком Пятко Ощепков. Общение с этим неутомимым землепроходцем и устроителем новых земель, которым уже были заложены деревня Ощепкова под Верхотурьем, наши Ницинская-Ощепковская и Усть-Ирбитская, Пышминская-Ощепковская слободы, отложило свой отпечаток на поступки и дальнейшую судьбу Лепехина. В 1670 году он тоже основал на реке Пышме Красноярскую слободу. Шесть лет Лепехин одновременно служил атаманом «беломестных» казаков Верхотурского уезда и приказчиком устроенной им слободы. Его - сына простого чубаровского крестьянина - лично знал и тепло принимал российский царь. Но в 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, новая власть незаслуженно лишила его всех должностей и привилегий.
 
С этого времени начинается новая страница в биографии Я. Б. Лепехина. Он знакомится с идеологами старой веры, старцами Авраамием Венгерским и Иваном Кодским, становится одним из виднейших руководителей раскольнического движения в Зауралье. За это власти его повсюду преследовали, но поймать и заключить в тюрьму так и не смогли. Почти три десятилетия Лепехин будоражил своими идеями народные массы, призывая к противодействию реформе церкви и феодально-крепостническому режиму. До конца своей жизни Лепехин остался верным своим идеям и даже на склоне лет постригся в монахи Долматовского Успенского монастыря, бывшего в то время тайным центром религиозно-оппозиционного народного движения.
 
 Работать чубаровцы всегда умели, в хвосте ни у кого не плелись
XVIII век запомнился чубаровцам только одним знаменательным событием, в 1773 году закончилось строительство в селе каменной церкви Пресвятой Богородицы.
 
В XIX возможности духовного образования чубаровского населения значительно расширились за счет открытия в 1870 году Чубаровского начального народного училища, которое строилось и содержалось за счет земства. А в 1894 году при училище начала свою работу библиотека. В 1895 году для дальнейшего успешного развития хозяйства края потребовалась кооперация сельхозпроизводителей, и в Чубаровском было создано первое в Ирбитском уезде потребительское общество.
 
К началу XX века село имело 173 двора. В 1918 году в уезде установилась советская власть, и за короткое время количество крестьянских хозяйств увеличилось до 203. Но наступила эпоха перемен. В 1923 году Чубаровская волость была ликвидирована, вместо нее создали Чубаровский сельский Совет. Коллективизацию чубаровские крестьяне встретили без особого энтузиазма, на нее откликнулись всего 14 крестьянских хозяйств. Вскоре в селе были организованы два колхоза: «Красный Октябрь» и «Красный Урал». В 1950 году они объединились под общим названием колхоз имени М.И. Калинина. Но с последующим укрупнением в 1958 году и он вошел в состав колхоза «Урал», Работать чубаровцы всегда умели, в хвосте ни у кого не плелись, наоборот заметно выделялись среди других подразделений колхоза своими высокими показателями в растениеводстве и животноводстве. Неудивительно, что в 1977 году их полеводческая бригада стала победителем даже Всероссийского соревнования. А Чубаровская ферма в 1979 году – первой среди молочнотоварных ферм района. И руководство колхоза «Урал» во всем шло навстречу чубаровцам. Ферма была полностью реконструирована, что позволило содержать в два раза больше скота. Затраты на ее реконструкцию чубаровцы окупили всего за 18 месяцев. Конечно, за всеми этими успехами стояли живые люди, настоящие труженики уральской земли. В истории села остались имена первого тракториста колхоза «Красный Октябрь» Николая Семеновича Короткова, Анатолия Васильевича Вялкова, 32 года возглавлявшего Чубаровскую полеводческую бригаду, кавалера ордена «Знак Почета» Александра Григорьевича Кузнецова, Адольфа Дмитриевича Докучаева, на протяжении 20 лет бессменного главного агронома колхоза и многих других честных труженников.
 
Сегодня в Чубаровском 139 дворов и 390 жителей. Несмотря на то, что оно находится на окраине района, в нем сохранена для населения вся социальная сфера. Это в свою очередь позволяет чубаровцам встретить свой 380-летний юбилей не только трудовыми достижениями, но и значительными успехами в культурной жизни и образовании. Хотя за долгий период существования в селе накопилось немало проблем, которые тоже надо решать после праздника.
 
Сведениями из старины поделились со мною кандидат исторических наук А. С. Еремин и учитель истории Черновской школы Е.В. Устьянцева.
Страницу подготовил Олег Молокотин
«Восход», 25 июня 2003 года


Дата публикации: 25 июня 2003 | Категория: Происхождение населенных пунктов Ирбитского района