IRBEYA.RU - краеведческий сайт о городе Ирбите и Ирбитском районе. История, факты, находки, лица

1.jpg3.jpg2.jpg

Бабиновская дорога

Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал.
 
Дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск. Отсюда она направлялась по течению судоходных рек, делая огромный крюк. Так, чтобы попасть из Соликамска в Тюмень, торговые и служилые люди поднимались Камой до Чердыни, от нее их путь шел по рекам Вишере, Велсую и далее волоком через Урал на реку Лозьву (здесь был поставлен стационный Лозьвинский городок); затем по сибирским рекам Тавде, Тоболу и Туре. По этому пути от Саликамска до Тюмени считалось 4 тысячи верст. Почти по этому же направлению проезжал в 1581 году с донесением от Ермака о покорении Сибири атаман Кольцо.
 
Дорога эта была однако слишком неудобна как по громадности протяжения, так и по естественным неудобствам.
 
В 1595 году соликамский житель Артемий Бабинов заявил на имя царя Федора Иоанновича, что им найден новый путь в Сибирь, значительно сокращающий расстояние. Вследствии этого ходатайства, уваженного правительством, появился новый путь в Сибирь. Он шел из Соликамска на деревню Верх-Усолку, село Верх-Яйвинское, деревни Чикман и Косву, село Растес и далее от реки Кырьи на Туру. В 1579 году дорога была расчищена и устроена соликамскими и чердынскими крестьянами под наблюдением самого Бабинова. Сравнительно с прежней Чердынской дорогой путь сокращался на 1050 верст.
 
В месте выхода дороги на реку Туру в 1598 году возник новый укрепленный город Верхотурье. Он стал центром управления землями, лежащими на восточном склоне Уральского хребта, составлявшими обширный Верхотурский уезд. Здесь же была устроена таможня для товаров, которые везли как в Сибирь, так и из Сибири, вследствии чего в Верхотурье собиралось и останавливалось множество торгового люда.
 
Таким образом Верхотурье получило важное значение среди городов Зауральского края, как в административном, так и в торговом отношении. Значение его возрастало еще от того, что Бабиновская дорога была признана правительством единственно доступной для проезжих служилых и торговых людей.
 
Это делалось в интересах государственной казны: множетсво дорог в Сибирь потребовало бы устройства многих таможень, следовательно и больших расходов на их содержание. Поэтому было строго запрещено пролагать новые дороги и ездить по ним. Вообще московское правительство находило, что «многим дорогам из Сибири и в Сибирь быть непристойно».
 
С целью облегчения в отбывании подворной повинности местных жителей на половине дороги между Верхотурьем и Тюменью в 1600 году был основан город Туринск, в котором поселились ямщики, также как и в Верхотурье.
 
Новая дорога, хотя и оказала большую услугу, сокращая путь от Соликамска до Тюмени на 1050 верст, но пересекая много речек и болот и саму Туру несколько раз, была затруднительна для проездов летом. К тому же, местность, на которой она Новая дорога, хотя и оказала большую услугу, сокращая путь от Соликамска до Тюмени на 1050 верст, но пересекая много речек и болот и саму Туру несколько раз, была затруднительна для проездов летом. К тому же, местность, на которой она проходила, была населена преимущественно инородцами, а потому была небезопасна при проезде. Поэтому вскоре после основания Ирбитской слободы сухопутный торговый путь принял другое направление, по местам более населенным и безопасным. Из Верхотурья он шел через село Салдинское на Мугайское, отсюда поворачивал вправо и проходил по слободам Невьянской, Рудной, Ницинской, Ирбитской, Киргинской, Чубаровской, Верх-Ницинской, Красной и Усть-Ницинской, затем на Тюмень. Этот путь получил название Слободского.
 
А. Еремин, сотрудник исторического факультета УрГПУ, кандидат исторических наук. 


Дата публикации: 8 августа 2011 | Категория: История появления Ирбита